"Дневник читателя". Что искать на книжной ярмарке non/fiction?

24 Ноября 2018 07:00
8
0
0
Также в программе: 

– Алексей Иванов: в романе «Пищеблок» достаточно заменить слово «вампиризм» на идеологию – и все станет ясно;

– Премия «Просветитель» наградила лауреатов.

Участники:

–Алексей Иванов, писатель;

–Евгений Бунимович, математик, поэт, член жюри премии «Просветитель».

Ведущая: Наталья Ломыкина.

____________________________________________________________________________________

ХРОНИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ

Уже 20 лет в конце ноября я буквально живу в Центральном доме художника на Крымском валу, потому что там проходит самая интересная российская книжная выставка — Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction. В этом году она пройдет в Москве в 20-й раз и будет длиться пять дней – с  28 ноября по 2 декабря. 

В 20-й non/fiction примут участие около 300 издательств из 24 стран мира: от Великобритании, США, Германии, Франции. Швеции, Норвегии до Японии, Чили и Тайваня. Почетным гостем впервые за всю историю международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction станет Италия. Совместная программа России и Италии  –  «Итальянский проспект» – будет на ярмарке центральной. Ожидается целый десант современных итальянских авторов: Франческо Пикколо, Антонио Винченти, Роберто Пацци, Надя Терранова и другие. Вместе с ними в диалогах, дискуссиях и встречах будут участвовать Захар Прилепин, Олег Филимонов, Анна Ямпольская, Гузель Яхина, Ольга Свиблова, Евгений Солонович и другие авторы. 

Вообще, организаторы обещают, что все мероприятия «Итальянского проспекта» можно будет листать как литературный журнал. Например, в рубрике «Большой Детективный Тур» разберут вновь набирающий сейчас обороты в Италии «современный детектив», а в рубрике «Чудеса Италии» по ключевым словам: море, люди, еда и история – будут обсуждать итальянский нон-фикшн. Как это будет выглядеть, пока не представляю, но уже через неделю точно расскажу. Писательницы Элены Ферранте, подсадившей мир на неаполитанский квартет, на ярмарке не будет – она тщательно хранит свое инкогнито. Зато нас ждет большой – в 40 фотографий – репортаж  Оттавио Селитти «Где искать Элену Ферранте. Район, место мировой литературы» – это фотопрогулка по местам тетралогии «Моя гениальная подруга». 

Всего в программе больше 400 мероприятий, которые будут идти нон-стоп на восьми дискуссионных площадках и на стендах участников с 10 утра до 8 вечера. Среди участников Александр Архангельский и Дмитрий Быков, Эдуард Веркин и Линор Горалик,  Людмила Петрушевская и Эдвард Радзинский, Дина Рубина и Людмила Улицкая, Чулпан Хаматова и Гузель Яхина и еще очень много интересных российских писателей. Они  будут не просто представлять свои книги и давать автографы, а отвечать на сложные вопросы и говорить на актуальные темы.  

Из зарубежных  авторов на ярмарке будет норвежская писательница Мария Парр, автор замечательной повести «Вафельное сердце», из Штатов приедет прозаик Натан Ингландер и историк, политолог, лауреат Пулитцеровской премии Уильям Таубман, французские писатели Филипп Клодель и Кристоф Оно-ди-Био. Приедет британский комиксист и художник Роб Биддальф – уже очень любимый русскими детьми благодаря книжке «Пес не тот», фантастически популярный автор комиксов-манга Риёко Икэда из Японии и другие интересные гости. В пятницу, 30 ноября, на ярмарке non/fiction пройдет тематический День Норвегии, а в субботу «Балтийский день в литературном кафе».

В общем, все как обычно – хочется завести себе пару-тройку клонов, чтобы везде успеть, и отыскать волшебный чемодан на колесиках для стопок новинок.

***

Теперь вы спросите, что покупать на non/fiction – и я растеряюсь, как ответить, потому что важных и интересных новинок что-то слишком много! Перечислять через запятую бессмысленно, поэтому назову пару книг, которые сама очень жду. А в следующем выпуске пройдемся по ярмарке, выберем самые интересные новинки, прочтем и обсудим.

Во-первых, совершено точно на ярмарке появится прекрасный, идеально подходящий для чтения в любое время года, но зимой особенно, Фредрик Бакман с новым романом «Медвежий угол». После трагикомических романов про ворчливого зануду Уве с огромным сердцем («Вторая жизнь Уве»), щедрую душой бабушку и храбрую Эльсу («Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения») и педантичную Бритт-Мари, которая решает изменить жизнь («Здесь была Бритт-Мари») Фредрик Бакман написал острую социальную драму про захолустный шведский городок Бьорнстад, где подростки так отчаянно играют в хоккей, что это становится единственной надеждой всех жителей привлечь внимание страны к Бьорнстаду. 

Я уже начала читать и должна сказать, Фредрик Бакман – писатель редкого таланта. Он вновь пишет так, что вы сумеете почувствовать и понять каждого из двух десятков героев и, даже если ничего не понимаете в хоккее, все равно будете неистово болеть за юных хоккеистов так же, как болели вместе с Бритт-Мари за футбольных игроков из придорожного Борга. Тем более, роман, конечно, не про хоккей, а про дружбу, верность, отношения… про жизнь, одним словом. Как все хорошие книги. 

Вторая важная для меня книга – «Сирена» Кристофа Оно-ди-Био. Это продолжение волнующего, пугающего и совершенно завораживающего романа «Бездна».  Журналист Сезар, который в «Бездне» потерял жену – страстную испанскую красавицу, успешного фотографа Пас – убит горем. Он пытается взглянуть в лицо собственной смерти, и его не держит даже маленький сын. Но на пороге его дома оказывается прекрасная молодая женщина. У нее греческий акцент, она умеет слушать и готова, как Ариадна, протянуть путеводную нить, чтобы вытянуть Сезара из черной бездны горя к солнечному свету. 

Если «Бездна» была детективом и экзистенциальным романом, то «Сирена» – это роман-головоломка с античными подсказками. Здесь искусство и мифология Древней Греции становится героем наряду с людьми, как современное искусство в «Бездне». Словом, удовольствие от чтения гарантировано. 

КНИЖНЫЙ РАЗВОРОТ

Для многих самой ожидаемой книгой осени станет новый роман Алексея Иванова «Пищеблок». Любой, кто читал хоть один из романов Алексея Иванова от «Ненастья» и «Географа» до «Сердца Пармы» и «Тобола», знает, что Алексей Иванов – мастер атмосферного письма. Он умеет так точно подбирать детали, достоверно описывать предметы и ловко вворачивать в речь героев верные слова и словечки, что его книги с успехом заменяют машину времени. Но если в романах про петровские времена или пугачевский бунт приходится верить автору на слово, то теперь у многих есть возможность самим убедиться, достоверна ли проза Иванова. Действие «Пищеблока» происходит жарким летом 1980 года в пионерском лагере на берегу Волги, так что вся пионерская атрибутика: речевки, кричалки, орлятский круг, страшные истории перед сном и большой пионерский костер присутствуют. Но есть и то, чего в лагере быть не должно – вампиры. 

Вообще, меня, конечно, восхищает, как можно на следующий день после эпичного сибирского «Тобола» сесть писать драйвовый пионерский young-adult про вампиров. А с другой стороны, может, это и есть лучший способ отвлечься. В программе о романе «Пищеблок» рассказывает сам Алексей Иванов. 

«Я описывал уже ушедший мир советского детства: пионерский фольклор, шутки, прибаутки, речевки, подначки, фразочки, считалки, страшные истории. Это детские ценности, приметы, ритуалы, детский способ освоения мира…Огромный мир советского детства – очень яркий, выразительный и смешной, который я описываю без всякого стеба.

В „Пищеблоке“  пионерская смена совпадает с днями Олимпиады. Пионерский лагерь живет своей жизнью, речной трамвайчик привозит бидоны с молоком, пионеры дружат, ссорятся, играют в футбол, молодые вожатые влюбляются друг в друга  – словом, все как было в пионерском лагере в советское время. Но внезапно один из героев замечает, что некоторые ребятишки из озорников и оболтусов вдруг превращаются в очень правильных пионеров. Мои герои начинают выяснять, в чем тут  дело, и оказывается, что в пионерском лагере окопались вампиры. Изображать из себя живых людей они не могут, потому что обычная жизнь нелогичная, эмоциональная, порой даже бестолковая, а сами они не живые и не умеют ничего придумывать. То есть вампиру в обычной жизни себя за человека не выдать. И вампиры следуют тем шаблонам, которые есть в обществе, которые провозглашены официально, и становятся внешне идеальными пионерами и комсомольцами. Но, на самом деле, роман „Пищеблок“, конечно, не о вампирах, это роман об идеологии. Тот принцип построения вампирского общества, который я описываю в романе, свойственен любой идеологии. Если заменить слово „вампиризм“  на слово „идеология“, все сразу станет ясно».

СИГНАЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР

15 ноября в Москве торжественно вручили  премию «Просветитель» за лучшую научно-популярную книгу на русском языке. Лауреата в номинации «Естественные и точные науки» объявил член жюри, математик и поэт  Евгений Бунимович. Премию присудили Сергею Ястребову за книгу «От атомов к древу: введение в современную науку о жизни». В номинации «Гуманитарные науки» премию получил коллектив авторов – Сергей Зотов, Михаил Майзульс и Дильшат Харман – за книгу «Страдающее Средневековье». Вручал награду лауреат прошлого года лингвист Александр Пиперски.

Я уже рассказывала, что с этого сезона жюри премии вводит новую номинацию «Просветитель.Digital» для просветительских интернет-проектов. В этом году первых двух лауреатов назвал лично Дмитрий Борисович Зимин. Ими стали Леонид Млечин, ведущий популярный блог по истории, и Михаил Зыгарь за проекты «1917», «Карта истории», «1968.digital».

Источник: РИА новости

Newsusa это лучшие Новости США
24 Ноября 2018 07:00
8
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Партнерка