Антропологи выяснили, кто заразил людей генитальным герпесом

03 Октября 2017 12:05
Антропологи выяснили, кто заразил людей генитальным герпесом

Два вируса герпеса (вирус простого герпеса, ВПГ-1 и вирус генитального герпеса, ВПГ-2) заражают людей с давних времён. Эти болезни известны многим: первая проявляется высыпанием на губах, вторая представляет собой инфекцию, которая передаётся половым путём.

Эволюционная история этих болезней началась в далёком прошлом. Но если ВПГ-1 мы унаследовали от протолюдей, то ВПГ-2 наблюдался далеко не у всех гоминин. И примерно 7 миллионов лет назад нашим предкам почти удалось уклониться от этого вируса. Ключевое слово – «почти».

Исследователи из Кембриджа и Оксфорда выяснили, что от 3 до 1,4 миллиона лет назад вирус генитального герпеса преодолел межвидовой барьер между разными приматами. Посредником стал промежуточный вид под названием парантроп Бойса (Paranthropus boisei).

Этих двуногих гоминин с маленьким мозгом и плоским лицом некогда относили к австралопитекам, однако позднее антропологи выделили их в отдельный род – парантропы.

Авторы новой работы предполагают, что P. boisei, скорее всего, заразился ВПГ-2 от шимпанзе, но не через половой контакт, а при поедании их мяса.

Поскольку слизистая оболочка рта была уже «забронирована» вирусом простого герпеса, генитальному пришлось искать новую «среду обитания». И он её нашёл на гениталиях парантропов.

Далее сыграло роль взаимодействие между P. boisei и нашими непосредственными предками – Homo erectus. Известно, что 2 миллиона лет назад человек прямоходящий мог тесно контактировать с парантропом. Место встречи изменить нельзя: это были, как правило, источники воды. Кроме того,H. erectus наверняка употреблял в пищу заражённое мясо парантропа.

«Герпес заражает всё – от людей до кораллов, причем каждый вид имеет свой собственный набор штаммов вируса. Чтобы эти вирусы могли перескакивать между разными видами, им требуется удачная генетическая мутация в сочетании с близким контактом, при котором происходит обмен жидкостями», — рассказывает ведущий автор исследования Шарлотта Гулдкрофт (Charlotte Houldcroft).

По её словам, на основании моделирования и соотнесения археологических и генетических данных можно предположить, что P. boisei просто оказались в нужное время в нужном месте. А дальше, как говорится, дело техники: вирус легко переносится через кровь, слюну и при половом контакте, а затем от матери к ребёнку.

Важно отметить, что антропологи и эволюционные биологи не просто изучили останки предков людей, их ДНК и данные вирусной генетики. Они также проанализировали климатическую модель, характерную для древней Африки. Затем при помощи байесовской сети они просчитали вероятности передачи вируса различным видам гоминин, которые населяли материк в то время.

Авторы работы поясняют: длительные колебания климата способствуют изменению ландшафта (леса и озёра увеличиваются или, напротив, уменьшаются). Учёным оставалось лишь определить климатические условия для тех регионов, в которых было найдено больше всего останков древних гоминин. Так обозначились виды, которые, вероятнее всего, вступали в контакт.

Кстати, ранее первым претендентом на роль посредника в переносе ВПГ-2 выступал афарский австралопитек, но моделирование исключило эту версию.

В конечном счёте в самых разных сценариях фигурировал лишь один подходящий вид – Paranthropus boisei.

Авторы полагают, что их метод можно будет в дальнейшем использовать для распутывания других клубков эволюционных загадок.

Научная статья по итогам исследования опубликована в журнале Virus Evolution.

К слову, ранее учёные заявили, что технология редактирования генов поможет уничтожить герпес.

Источник: Вести