Уральская индустриальная биеннале: из чего состоит новая грамотность

13 Сентября 2017 02:05
6
0
0
Уральская индустриальная биеннале: из чего состоит новая грамотность

ЕКАТЕРИНБУРГ, 13 сен — РИА Новости. Четвертая Уральская индустриальная биеннале, развернувшись в старом здании бывшего секретного Приборостроительного завода в самом центре Екатеринбурга, исследует «новую грамотность» и смешение индустриальных революций. Посетителям предстоит узнать, можно ли обогреть теплицу с помощью биткоинов, рассказать о сталинской пятилетке с помощью знаков и как создать звуковую карту Урала.

Уральская индустриальная биеннале — это один из крупнейших региональных международных художественных проектов в России. Раз в два года она разворачивается в крупных невыставочных пространствах Екатеринбурга и городах Свердловской области. Так, первая и вторая биеннале проходили на территории типографии «Уральский рабочий», а третья впервые рассказала о гостинице «Исеть» — уникальном памятнике конструктивизма. Биеннале исследует промышленную историю региона не только как наследие, но и как актуальную практику Урала, интегрируя ее при помощи современного искусства в мировой художественный контекст.

Экспозиция основного проекта четвёртой Уральской индустриальной биеннале представлена на площади более 6,5 тысячи квадратных метров в бывшем здании Уральского приборостроительного завода в самом центре Екатеринбурга. География масштабного проекта включает в себя 27 городов, привлекает свыше 70 художников из 23 стран, задействует 20 площадок по всему Уралу в параллельной программе. Протяженность маршрутов программы арт-резиденций составляет 19 тысяч километров.

Секретный завод

Как рассказала куратор Анна Литовских, здание Приборостроительного завода, где разместился основной проект биеннале, несмотря на то, что находится в самом центре города, никогда не привлекало местных жителей. Изначально старое здание завода строили под библиотеку, однако в начале 1940-х сюда перевезли приборостроительный завод, и уже к началу 60-х завод построил еще одно здание, где и расположилась выставка.

«Здесь было засекреченное производство, и никто из работников до конца не знал, что здесь происходит. Допустим, токари выпиливали одну деталь, и не понимали, частью какой большой машины она является. Здесь производилось военное оборудование, детали для ракет и все измерительные приборы для советских и российских самолетов», — уточнила она.

По словам куратора, позже в 90-е годы на заводе стали производить аппараты для искусственной вентиляции легких, но в двухтысячные все производство было перевезено в другой город.

Четыре революции

Куратор биеннале Жуан Рибас отметил, что в пространстве Приборостроительного завода, который был построен во время второй индустриальной революции, встречаются люди, которые пережили третью революцию и переходят в четвертую. «Именно поэтому выставка начинается фильмом Братьев Люмьер — это самый первый фильм, начало движущегося кино, в котором изображен завод, из которого выходят женщины. Идея того, что мы заходим на этот завод, делая что-то другое, свидетельствует, что способы работы изменились», — пояснил он.

Темой биеннале этого года стала «Новая грамотность». Она раскрывается в трёх ключевых метафорах, на которые опирались художники при создании экспозиции: «Изображение как свидетель/Капиталистическая хореография/Сопротивляющееся слово».

Так, следуя метафоре «Капиталистическая хореография», основной проект смешивает эти революции, демонстрируя разные виды физического и интеллектуального труда через работы художников. Например, фильмы про уральских рабочих или горняков золотоносной шахты на самой высокой точке в Перу соседствуют с инсталляцией художницы Пилвы Такала, которая один месяц работала в большой консалтинговой фирме, ничего не делая, без компьютера, телефона и ручки, и засняла это на видео.

Также прямо в здании завода построили теплицу, в которой растут растения, однако тепло в ней производится за счет транзакций по биткоинам. «То есть этот виртуальный процесс делается видимым, его можно ощущать, он помогает природе расти. Это очень важно, потому что информация важна для нашей жизни, но ты не можешь ее понюхать, потрогать, только приблизиться. Например, мы называем ее облаком», — подчеркнул Рибас.

Цифра против реальности

Материальное и виртуальное постоянно конфликтуют друг с другом, что отражается в метафоре «Изображение как свидетель». В пространстве завода транслируются видео с танцем рук и людей, которые воспроизводят движения обитателей нового цифрового века — стук пальцев по клавиатуре, их движение по тачскрину. Но одновременно инсталляция Федора Телкова воспроизводит хорошо знакомую всем классную комнату с партами, на которых ученики намертво вырезали похабные слова, картинки и нелицеприятные комментарии в сторону учителя.

Как пояснил Рибас, этот проект отражает мысль, что, несмотря на цифровую революцию, слово и изображение все еще существуют рядом с нами и стереть их не так просто, как фотографию с телефона. Также несколько проектов биеннале посвящены тому, как изображения могут стать свидетелями того или иного события и стать легальным доказательством того или иного факта.

В то же время, раскрывая метафору «Сопротивляющееся слово», биеннале демонстрирует, как наш язык постепенно адаптировался под новые требования времени. Причем это началось гораздо раньше цифровой революции. Это ярко демонстрирует проект Отто Нейрата, который еще в первой половине 20-го века озадачился проблемой того, как донести какую-то важную информацию для тех, кто не умеет читать, с помощью знаков. Его работы можно назвать предтечей эмодзи. «Очень интересно, что его приглашали приехать в Советский Союз в 30-е годы, чтобы объяснить пятилетку в картинке для безграмотных людей. Именно это мы здесь и демонстрируем», — отметил куратор.

Соль, графит и уголь

Одновременно в проекте «Арт-резиденции», который открывает художникам и посетителям двери в закрытые производства и заводы региона, можно в полной мере ощутить всю суть Урала. Так, в одной из комнат можно собрать свой звуковой ландшафт региона, включая те или иные звуки — от щебета птиц до работы заводских машин — на специальном приборе. Другое помещение наподобие песочницы засыпано розовой солью.

«С соли начинался Урал, и она стоит у наших истоков. Эта калийная соль сейчас достается из шахты, которая раньше была Пермским морем, так что там до сих пор можно увидеть ископаемые и ракушки. Я это видела своими глазами», — рассказала куратор Евгения Чайка.

Другим источником вдохновения для художников стала медь и детали, похожие на волны, которые производились на одном из уральских заводов. Как рассказал создатель инсталляции «About the heaviest wave» Руди Десельер, когда он увидел эти детали, ему пришла в голову идея повесить их на длинные медные проволоки, которые бы резонировали и создавали бы необычную мелодию.

Еще одно наследие Урала — древесный уголь, которым топили заводы и на производство которого ушли уральские леса. С помощью него созданы граффити в одном из помещений, а художница Татьяна Ахметгалиева для своих рисунков использовала другой важный для региона материал — графит.

«На Урале находится крупнейшее в России месторождение графита. И в этой инсталляции сюжеты взяты из посещения художницей предприятия по переработке графита, а рисунки выполнены карандашом, сделанного уральского графита», — пояснила куратор.

Источник: РИА новости

Newsusa это лучшие Новости США
0
13 Сентября 2017 02:05
6
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Партнерка